
Если просто откалибровать монитор, то он уже будет корректно показывать выводимые видеокартой цвета. Но для того чтобы видеокарта выводила то что нужно а пользователь воспринимал цвета как надо, необходимо знать некоторые моменты. Для начала, давайте разделим наш главный вопрос на два направления:
1. Правильное отображение цветов графического файла на откалиброванном мониторе в рамках его цветового охвата. Является достаточно простым моментом и поддается инструментальному измерению;
2. Правильное восприятие/ощущение отображаемых цветов пользователем. Этот момент более сложен, не измеряется и является индивидуальным и субъективным.
Мы упомянули понятие «Цветовой охват устройства» — это по сути количество оттенков и цветов которое физически может отобразить устройство.
Размер цветового охвата устройства можно определить и точно охарактеризовать только у откалиброванного монитора, после построения цветового профиля. В калибровке нуждаются абсолютно все виды мониторов. Такого понятия как заводская калибровка не существует, это маркетинговый ход. Продукция Apple не исключение.
Давайте разберемся с пунктом № 1.
Для правильного отображения на мониторе цветов графического файла, должна пройти некая цепочка, от которой зависит конечный результат. Цепочка следующая:
— Графический файл. Содержит информацию о цветах в исходных цифровых значениях;
— Встроенный в файл цветовой профиль. Несет информацию о ширине цветового пространства в котором располагаются исходные значения;
— Программа которая отображает файл. Поддерживает ли она, работу с профилем файла и профилем откалиброванного монитора?;
— И наконец сам монитор, который в соответствии со своими физическими возможностями и настройками отображает пройденные через всю цепочку цифровые значения цветов.
Итак, чтобы откалиброванный монитор правильно отобразил цвета заложенные в файлах, необходимо открывать их в «правильных» программах (или просмотровщиках). Эталоном среди таких будем считать Adobe Photoshop — проверенное, широко-функциональное средство для работы с графикой. Эта программа, как и прочие программы от Adobe (Illustrator, InDesign, Bridge, Lightroom и т.д.) знает с каким файлом профиля монитора работать по умолчанию и успешно это делает. Т.к. каждое устройство уникально, охват его только условно соответствует общепринятым sRGB, Adobe RGB и т.д. Он может как «не дотягивать» так и выступать в некоторых зонах за пределы этих стандартных охватов.
На скриншоте внизу, представлены срезы охватов устройств, абстрактного sRGB (зеленая зона) и реального монитора (белая зона) после того как была выполнена калибровка монитора Samsung. В сравнении видно, что монитор практически полностью охватывает цвета sRGB, а в зеленых, желтых, красных и фиолетовых областях превышают его. В синих и голубых тонах монитор не значительно не дотягивает до sRGB.
Если в отображаемом изображении у нас присутствуют цвета которые находятся вне зоны охвата нашего монитора, встает проблема как их отобразить. Программа Photoshop и другие «правильные» приложения предлагают на выбор 4 алгоритма пересчета данных цветов. Естественно, что каждый алгоритм по своему хорош и имеет свои недостатки. В любом случае мы будем терять информацию о запредельном цвете и нам нужно определиться, какое из зол для нас меньшее.
1. Перцепционный — считается наиболее подходящим для просмотра и печати фотографий. При этом сохраняются детали и различия между цветами, так, чтобы это было естественно для наблюдателя. Сохраняя детали, теряем в точности передачи цветов.
2. Относительный колориметрический — также излюбленный фотографами и полиграфистами метод пересчета цветов. По нему делается упор на соответствие цветов откалиброванного монитора которые находятся внутри охвата этого устройства. Сохраняя точность передачи цветов, теряем детали.
3. Абсолютный — очень схож с относительным колориметрическим с той лишь разницей что цвета пересчитываются с учетом белизны конечного устройства или носителя. Подходит для проведения цветопроб (например на обычной бумаге можно сымитировать белизну сероватой газетной бумаги). Сохраняя точность передачи цветов, теряем детали.
4. Насыщенный (Saturation) — используется там где насыщенность цветов важнее их точного отображения. Например в деловой графике, где не столь важно каким оттенком зеленого будет отображен столбец в диаграмме. Придавая насыщенность цветам, теряем детали и точность передачи цветов.
Данные по правильному пересчету цветов располагаются в профайле, который получается после построения индивидуального профиля откалиброванного монитора. Но не все программы способны работать с этим профилем. Иногда программе нужно в ручную указать какой файл использовать в качестве профиля (например просмотровщик ACDSee). Поэтому, для того чтобы понять можем ли мы доверять той или иной программе в плане корректности отображения цветов, мы должны сравнить изображение с тем, как оно смотрится в Photoshop.
Также немаловажным моментом является загрузка файла профиля калиброванного монитора в операционную систему. На Mac этот вопрос решен понятней и стабильней чем на PC — профиль подгружается на лету, стоит его только выбрать. В Windows 7 вопрос с загрузкой профиля решен лучше чем в XP, но все еще остается вероятность что профиль может быть выгружен из системы или вовсе не загрузиться. Тогда приходится использовать сторонний загрузчик.
Пункт №2. Предполагает определенную организацию условий просмотра для обеспечения правильной адаптации зрения к изображению. Так, на адаптацию влияют такие факторы как: внешнее освещение и его интенсивность, наличие цветных, светящихся и/или темных объектов в поле зрения, индивидуальные физиологические особенности наблюдателя и даже его психоэмоциональное состояние.
Адаптация зрения ответственна за разное восприятие одного и того же цвета. Поэтому условия просмотра откалиброванного монитора, должны быть максимально приближены к стандартным. Сильнее всего на то как воспринимается цвет на мониторе, влияет окружающее освещение. Оно должно быть нейтральным по цветовой температуре. В полиграфии существует стандарт по окружающему освещению D50 — это имитация дневного света равная температуре 5000 Кельвинов. Но далеко не все лампы с температурой 5000К подходят для создания правильных условий просмотра. У источников света существует также качественные показатели света. Это CRI и индекс метамеризма. Если по-простому то они определяют в какой степени исходящий свет может воспроизводить оттенки в видимой части спектра и как сильно искажать их. На практике это означает что если взять откалиброванный монитор и переместить его из помещения со стандартным освещением D50 в комнату с лампой накаливания, то все его цвета (в т.ч. и белый) будут восприниматься пользователем как синеватые (смещение в холодную сторону). В результате в процессе обработки, цветокорректор будет стремиться сдвинуть цвета в более теплую сторону что даст избыточную желтизну в изображении.
Также в поле зрения пользователя откалиброванного монитора не должно быть излишне цветных, глубоко темных или светящихся объектов. Это также может привести к искажению восприятия цветов, уровню яркости и контрастности изображения.