Как увидеть правильные цвета откалиброванного монитора?

Как увидеть правильные цвета на калиброванном мониторе

 

 

 

 

 

Если просто откалибровать монитор, то он уже будет корректно показывать выводимые видеокартой цвета. Но для того чтобы видеокарта выводила то что нужно а пользователь воспринимал цвета как надо, необходимо знать некоторые моменты. Для начала, давайте разделим наш главный вопрос на два направления:

1. Правильное отображение цветов графического файла на откалиброванном мониторе в рамках его цветового охвата. Является достаточно простым моментом и поддается инструментальному измерению;
2. Правильное восприятие/ощущение отображаемых цветов пользователем. Этот момент более сложен, не измеряется и является индивидуальным и субъективным.

Мы упомянули понятие «Цветовой охват устройства» — это по сути количество оттенков и цветов которое физически может отобразить устройство.
Размер цветового охвата устройства можно определить и точно охарактеризовать только у откалиброванного монитора, после построения цветового профиля. В калибровке нуждаются абсолютно все виды мониторов. Такого понятия как заводская калибровка не существует, это маркетинговый ход. Продукция Apple не исключение.

Давайте разберемся с пунктом № 1.
Для правильного отображения на мониторе цветов графического файла, должна пройти некая цепочка, от которой зависит конечный результат. Цепочка следующая:

— Графический файл. Содержит информацию о цветах в исходных цифровых значениях;
— Встроенный в файл цветовой профиль. Несет информацию о ширине цветового пространства в котором располагаются исходные значения;
— Программа которая отображает файл. Поддерживает ли она, работу с профилем файла и профилем откалиброванного монитора?;
— И наконец сам монитор, который в соответствии со своими физическими возможностями и настройками отображает пройденные через всю цепочку цифровые значения цветов.

Итак, чтобы откалиброванный монитор правильно отобразил цвета заложенные в файлах, необходимо открывать их в «правильных» программах (или просмотровщиках). Эталоном среди таких будем считать Adobe Photoshop — проверенное, широко-функциональное средство для работы с графикой. Эта программа, как и прочие программы от Adobe (Illustrator, InDesign, Bridge, Lightroom и т.д.) знает с каким файлом профиля монитора работать по умолчанию и успешно это делает. Т.к. каждое устройство уникально, охват его только условно соответствует общепринятым sRGB, Adobe RGB и т.д. Он может как «не дотягивать» так и выступать в некоторых зонах за пределы этих стандартных охватов.

На скриншоте внизу, представлены срезы охватов устройств, абстрактного sRGB (зеленая зона) и реального монитора (белая зона) после того как была выполнена калибровка монитора Samsung. В сравнении видно, что монитор практически полностью охватывает цвета sRGB, а в зеленых, желтых, красных и фиолетовых областях превышают его. В синих и голубых тонах монитор не значительно не дотягивает до sRGB.

Сравнение цветовых охватов sRGB и калиброванного монитора Samsung

Если в отображаемом изображении у нас присутствуют цвета которые находятся вне зоны охвата нашего монитора, встает проблема как их отобразить. Программа Photoshop и другие «правильные» приложения предлагают на выбор 4 алгоритма пересчета данных цветов. Естественно, что каждый алгоритм по своему хорош и имеет свои недостатки. В любом случае мы будем терять информацию о запредельном цвете и нам нужно определиться, какое из зол для нас меньшее.

1. Перцепционный — считается наиболее подходящим для просмотра и печати фотографий. При этом сохраняются детали и различия между цветами, так, чтобы это было естественно для наблюдателя. Сохраняя детали, теряем в точности передачи цветов.

2. Относительный колориметрический — также излюбленный фотографами и полиграфистами метод пересчета цветов. По нему делается упор на соответствие цветов откалиброванного монитора которые находятся внутри охвата этого устройства. Сохраняя точность передачи цветов, теряем детали.

3. Абсолютный — очень схож с относительным колориметрическим с той лишь разницей что цвета пересчитываются с учетом белизны конечного устройства или носителя. Подходит для проведения цветопроб (например на обычной бумаге можно сымитировать белизну сероватой газетной бумаги). Сохраняя точность передачи цветов, теряем детали.

4. Насыщенный (Saturation) — используется там где насыщенность цветов важнее их точного отображения. Например в деловой графике, где не столь важно каким оттенком зеленого будет отображен столбец в диаграмме. Придавая насыщенность цветам, теряем детали и точность передачи цветов.

Данные по правильному пересчету цветов располагаются в профайле, который получается после построения индивидуального профиля откалиброванного монитора. Но не все программы способны работать с этим профилем. Иногда программе нужно в ручную указать какой файл использовать в качестве профиля (например просмотровщик ACDSee). Поэтому, для того чтобы понять можем ли мы доверять той или иной программе в плане корректности отображения цветов, мы должны сравнить изображение с тем, как оно смотрится в Photoshop.

Также немаловажным моментом является загрузка файла профиля калиброванного монитора в операционную систему. На Mac этот вопрос решен понятней и стабильней чем на PC — профиль подгружается на лету, стоит его только выбрать. В Windows 7 вопрос с загрузкой профиля решен лучше чем в XP, но все еще остается вероятность что профиль может быть выгружен из системы или вовсе не загрузиться. Тогда приходится использовать сторонний загрузчик.

 

Пункт №2. Предполагает определенную организацию условий просмотра для обеспечения правильной адаптации зрения к изображению. Так, на адаптацию влияют такие факторы как: внешнее освещение и его интенсивность, наличие цветных, светящихся и/или темных объектов в поле зрения, индивидуальные физиологические особенности наблюдателя и даже его психоэмоциональное состояние.

Адаптация зрения ответственна за разное восприятие одного и того же цвета. Поэтому условия просмотра откалиброванного монитора, должны быть максимально приближены к стандартным. Сильнее всего на то как воспринимается цвет на мониторе, влияет окружающее освещение. Оно должно быть нейтральным по цветовой температуре. В полиграфии существует стандарт по окружающему освещению D50 — это имитация дневного света равная температуре 5000 Кельвинов. Но далеко не все лампы с температурой 5000К подходят для создания правильных условий просмотра. У источников света существует также качественные показатели света. Это CRI и индекс метамеризма. Если по-простому то они определяют в какой степени исходящий свет может воспроизводить оттенки в видимой части спектра и как сильно искажать их. На практике это означает что если взять откалиброванный монитор и переместить его из помещения со стандартным освещением D50 в комнату с лампой накаливания, то все его цвета (в т.ч. и белый) будут восприниматься пользователем как синеватые (смещение в холодную сторону). В результате в процессе обработки, цветокорректор будет стремиться сдвинуть цвета в более теплую сторону что даст избыточную желтизну в изображении.

Также в поле зрения пользователя откалиброванного монитора не должно быть излишне цветных, глубоко темных или светящихся объектов. Это также может привести к искажению восприятия цветов, уровню яркости и контрастности изображения.