Почему если откалибровать принтер некоторые мониторные цвета отображаются не совсем точно?

Если коротко, то из-за разницы цветовых охватов монитора и принтера. Печатное устройство, даже будучи откалиброванным, не может физически отобразить некоторые оттенки в зеленых, салатовых, фиолетовых и синих областях как это делает монитор. Зато в голубых и бирюзовых областях с лихвой перекрывает охват монитора, особенно «sRGB-шного». Для наглядности внизу представлено сравнение срезов двух цветовых охватов реальных устройств. Белая область — откалиброванный принтер Epson на бумаге Lomond, зеленая область — монитор ViewSonic.

Сравнение охватов монитора и принтера

Что это означает на практике? Те цвета которые находятся внутри обоих охватов воспроизводятся откалиброванными устройствами идентично. Те что вне охвата, принтер не может отобразить физически и их необходимо как-то заменить.

Есть четыре алгоритма замены (Rendering Intent) этих цветов и все они связанны с потерей той или иной информации. Основными являются первые два из них:

1. Перцепционный (Perception) – акцент делается на максимальное сохранение деталей изображения, с некоторой потерей в точности отображения цветов. Даже тех которые находятся в охвате принтера. Подмена происходит с максимальной естественностью для восприятия наблюдателя.

2. Относительный колориметрический (Relative Colorimetric) – цвета которые находятся в охвате принтера максимально сохраняются при этом разница между некоторыми оттенками может уменьшится. Выигрываем в точности передачи цветов, но проигрываем в деталях изображения.

3. Абсолютный (AbsoluteColorometric) — идентичен относительному колориметрическому с той лишь разницей что цвета пересчитываются с учетом белизны конечного носителя. Подходит для проведения цветопроб (например на обычной бумаге можно сымитировать белизну сероватой газетной бумаги). Сохраняя точность передачи цветов, теряем детали.

4. Насыщенный (Saturation) — можно применить там где насыщенность цветов важнее их точного отображения. Например в деловой графике, где не столь важно каким оттенком зеленого будет напечатан столбец в диаграмме. Придавая насыщенность цветам, теряем детали и точность передачи цветов.

Итак, чтобы нам определиться по какому пути лучше пойти, нет ничего лучше и верней чем увидеть разницу своими глазами. И для этого нам даже не нужно ничего печатать. Мы можем это сделать прямо на своем калиброванном мониторе, сделав так называемую экранную цветопробу. Для этого нам понадобится программа Photoshop а также индивидуальный профиль печатного устройства, построенный в процессе калибровки принтера.

Открываем изображение и переходим в меню Просмотр (View) > Варианты Цветопробы (Proof Setup) > Заказной… (Custom…).

В открывшемся окне в поле Имитируемое устройство выбираем интересующий нас профиль принтера под определенную бумагу (построенный при калибровке). Проверяем что убрана галочка Сохранять числовые значения RGB (или CMYK). Проставлены галочки в пунктах Компенсация черной точки, Имитировать черную краску и Просмотр в правой части окна.

Пункт Имитировать цвет бумаги не совсем корректно отражает будущий снимок в плане белизны бумаги поэтому этот пункт можно не отмечать.

Осталось одно поле — Метод рендеринга. Переключая два основных режима из выпадающего списка Перцепционный и Относительный колориметрический, Вы можете в режиме реального времени видеть, как изменяется изображение. Выберите наиболее подходящий Вам метод и укажите его в панеле настройки Печать (Print).

Сравнивать полученный отпечаток и оценивать качество профиля принтера, необходимо именно с тем, как изображение выглядит на экранной цветопробе.

Но как же быть с цветами в голубой, бирюзовой и немного в пурпурной областях, спросите Вы. Их то принтер может напечатать а монитор отображает не в полной мере.

Совершенно верно, в распечатке оттенки в этих областях будут несколько отличаться от экрана.

В этом случае, самое правильное использовать монитор с широкой гаммой цветов (близкой к AdobeRGB или шире). На скриншоте внизу видно, как абстрактный охват AdobeRGB гораздо больше покрывает синюю и бирюзовую зону, но все равно не полностью.

Сравнение охватов AdobeRGB монитора и принтера

Второй вариант приближения распечатки к тому как изображение выглядит на мониторе — это конвертировать в Photoshop (Convert to Profile) изображение в профиль Вашего монитора (построенный при калибровке). В этом случае информация о цветах которые находятся вне охвата монитора изменятся в самом изображении и отправятся на принтер ровно такими же как отображаются на мониторе. Вы добьетесь максимального сходства и разница будет только в цветах которые находятся за пределами охвата Вашего откалиброванного принтера.